Стратегия голубого океана

//Стратегия голубого океана

Стратегия голубого океана

image_pdfimage_print

Стратегия голубого океана – это руководство по стимулированию инноваций. Она является плодом труда В. Чан Кима и Рене Моборн, двух профессоров из школы бизнеса INSEAD. Они заметили, что компании часто вступают в жесткую конкуренцию в поисках путей роста, а это прямой путь к конкурентной борьбе – красному океану. По их предположению, более прибыльная стратегия роста лежит в сфере выявления новых возможностей в голубом океане. Они утверждают, что стратегия голубого океана позволяет добиваться одновременно и дифференциации, и снижения затрат (а не того или другого). Выходя в голубой океан (на новый рынок), компания создает новое рыночное пространство, а это делает конкуренцию ненужной.

В процессе поиска голубого океана авторы этой стратегии предлагают задавать четыре вопроса в отношении клиентов и рынка:

  • Снижение: какие факторы конкуренции, предлагаемые клиентам, необходимо заметно снизить по отношению к отраслевым стандартам?
  • Ликвидация: какие факторы конкуренции, предлагаемые клиентам, принимаются как должные и подлежат упразднению?
  • Создание: какие факторы конкуренции необходимо создать, поскольку они не предлагаются, но будут цениться?
  • Повышение: какие факторы конкуренции, предлагаемые клиентам, необходимо заметно повысить по отношению к отраслевым стандартам?

Поиск новой идеи осуществляется на основе четырех вопросов, каждый из которых предназначен для определения ее коммерческой жизнеспособности. Чтобы идея прошла на следующий этап, ответ на вопрос должен быть утвердительным. Если идея получает отрицательный ответ на любом из этапов, ее следует пересмотреть или отбросить.

ЭтапТипВопросРезультат
Этап 1ПолезностьДействительно ли новая идея полезна для людей? Существует ли серьезная причина, по которой кто-то должен покупать новый продукт?Да/Нет
Этап 2ЦенаЯвляется ли предлагаемая цена такой, которую большинство потенциальных клиентов будут готовы платить?Да/Нет
Этап 3СебестоимостьБудете ли вы получать прибыль при желательной цене и предполагаемом объеме продаж?Да/Нет
Этап 4ВнедрениеСуществуют ли серьезные препятствия, которые не позволят вам достичь целей?Да/Нет

 

Модель голубого океана, без сомнения, успешна. Книга о ней разошлась тиражом более 3,5 млн экземпляров по всему миру.

На практике, однако, все намного сложнее. Большинство примеров голубых океанов – это бизнес‑концепции, разработанные до появления модели. Их преподносят как образцы результатов после усовершенствования. Вместе с тем у модели много поклонников, и некоторые истории успеха можно напрямую связать с нею. Например в 2006 г. компания Nintendo объявила на пресс‑конференции о том, что большой успех запуска игровой приставки Wii был связан с использованием стратегии голубого океана при ее разработке. В отличие от аналогов таких как  Xbox и PS3 игровая приставка Wii была значительно дешевле и имела детектор движения, что создало ей отдельное пространство в сфере компьютерных игр. В итоге она привлекла внимание людей, которые не были фанатами компьютерных игр, и, таким образом, открыла новый голубой океан.

На что стоит обратить внимание

  • Необходимо реально понимать потребности своих клиентов. Посмотрите, что они покупают, как они используют продукты, выясните, что огорчает их и как они с этим справляются.
  • Посмотрите на поведение клиентов в экстремальных ситуациях. Как они поступают? Именно здесь, а не в гуще распространенной практики вы можете найти свой голубой океан.
  • Стремитесь к звездам, но радуйтесь, если удалось добраться до Луны! Самые реальные возможности находятся на уровне 1, а не на уровнях 2 и 3.

 

Историческая справка по стратегии

В 2004 г. В. Чан Ким и Рене Моборн представили свою теорию в книге под названием «Стратегия голубого океана: как найти или создать рынок, свободный от других игроков». В основе книги лежит исследование 150 стратегий, используемых компаниями в 30 отраслях.


Статья подготовленна по материалам книги
«Управленческие концепции и бизнес-модели»
Пол Хейг
Альпина Паблишер, 2019

2019-10-03T20:46:30+03:003 октября, 2019|Библиотека предпринимателя|